Египетский стиль


   Искусство Древнего Египта было создано народом, который был творцом одной из древнейших культур человечества и в течение нескольких тысячелетий играл важнейшую роль в истории Средиземноморья, восточной Африки и Передней Азии. Это искусство было наиболее передовым и наиболее совершенным среди искусств различных народов Древнего Востока.

Египетское искусство — исторический тип искусства, один из самых древних на Земле. Этот стиль — первый из величайших стилей мировой культуры выделяется лаконичностью геометрических форм, богатством, особой торжественностью, сдержанной приподнятостью и значимостью. Унифицированные художественные формы, строго упорядоченная орнаментика, характерное иероглифическое письмо, роскошные колонны и фрески украшали помещения.

Главные отличительные черты египетского стиля:

  • в архитектуре — стремление к колоссальности и прочности, с соблюдением, однако, соразмерности между отдельными частями сооружения и гармоничности всех форм и линий, через что достигалось своеобразное величие;
  • в ваянии и живописи — старание не столько передавать с точностью формы и явления видимого мира, сколько пользоваться ими как языком для выражения религиозных представлений или для повествования об исторических событиях и фактах обыденной жизни;
  • пиктография — общая первоначальная основа и письменности, и искусства Египта.

Изображение для египтян — это прежде всего знак, священный знак-образ, обладающий животворной силой.

Создать изобразительный знак предмета — значило сберечь и увековечить его жизненную силу.

Египетский стиль базируется на развитом заупокойном культе древних египтян. Все искусство Древнего Египта возникло из идеи Вечной жизни, приготовлению к загробному существованию, но в то же время растительные мотивы в изобразительном искусстве и яркие, контрастные цвета природной, «земной» палитры выражают благодарность богам и природе за цветущую жизнь на берегах Нила и плодородный черный ил. На земную жизнь египтянин смотрел лишь как на искус предшествующий другой, бесконечной жизни, а на свой дом — как на временное пристанище, тогда как настоящим, постоянным жилищем представлялось ему место погребения его мумии. Поэтому могильные сооружения всегда занимали важное место в египетском зодчестве, а в мемфисский период имели даже преобладающее значение.

В изобразительном искусстве Египта важное место занимают кошки. Богиня Баст, первоначально, вероятно, бывшая львицей, стала отождествляться с кошкой и изображаться в виде женщины с кошачьей головой. Бронзовые изваяния богини изображают ее в антропоморфной форме с систром в руке, или в зооморфной, в иероглифической позе. Как животное солнца, фигурки кошек часто несут элементы, связанные с солнцем — крылатый скарабей на груди и жук-скарабей на голове.

Интерьер Древнего Египта
  • стены, пилоны, колонны, как правило, испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов, где фигуры людей изображались в характерной «египетской» позе — голова и нижняя часть тела — в профиль, а туловище и руки — в фас.
  • исключение составляет Амарнский период — период правления Аменхотепа IV (1368—1351 гг. до н. э.). Запрет многочисленных старых культов, и провозглашение истинным богом самого солнца дало толчок развитию искусств «в сторону человека». Погребальные сцены сменили изображения бассейнов с плавающими рыбками, порхающих бабочек, трогательно-чувственных сцен из жизни. Скульптура тоже приобрела новые неканонические формы. Впоследствии на элементах стиля базируется весь Ампир и отчасти Ар-Деко.

В богатых домах и храмах полы отделывались золотыми и серебряными плитами. Двери — из кедрового дерева, с инкрустацией золотом и слоновой костью. Стены имели росписи, для прочности и яркости красок они покрывались «пульверизированным стеклом». Статуи инкрустировались, раскрашивались. Глазурованные кирпичи с яркими красками растительного орнамента, возможно, воспроизводили древний обычай занавешивать глинобитные стены плетеными циновками.

Искусство Нового царства величественно, но в нем пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Образ жизни высших кругов Египта становится более, чем когда-либо роскошным, относительно светский дух проникает и в искусство. В рельефах и росписях гробниц (а теперь и дворцов) щедро изображаются пиры, праздники, арфисты и танцовщицы, приемы послов, одевания и косметические процедуры знатных женщин.

Архитектура Древнего Египта

   Египетское зодчество было единственным в истории архитектуры, воплотившим живые формы растительного мира в папирусообразных, пальмовидных и лотосообразных колоннах. Колонна является изобретением египетского искусства. Страна Нила бедна деревом. Поэтому Египет, внедривший каменное строительство, стал движущей силой мировой архитектуры. Колонна — наиболее чистое выражение поэтической сущности архитектуры — служит главной выразительницей праздничного мироощущения. Египетская колонна — не абстрактная форма, она подобна произведению природы, передающему человеческие переживания. Колонны восходят по своей форме к пальме, пучку папируса, цветку лилии, лотоса — священному цветку египтян.

В постройках того времени встречается три типа колонн

  • гаторическая (капитель с изображением головы богини Гатор — женщины с головой собаки). Подобнаякапитель появилась в архитектуре храмов Древнего Египта в период фараонов XVIII династии Нового царства(XVI—XV вв. до н. э.)
  • папирусовидная (капитель в виде связки папируса) и
  • лотосовидная (капитель в виде цветка или бутона лотоса),

  1. Средние века
  2. XVII–XIX века
  3. XX век
  4. XXI век
Живопись

   Живопись египтян трудно отделить от их скульптуры, ибо, помимо того что характер и направление этих двух художественных отраслей были одинаковы, — каждая из них служила дополнением и пособием для другой. Статуи и барельефы оживлялись раскраской, скульптура подготовляла контуры для живописи. В некоторых погребальных пещерах найдены неоконченные картины, позволяющие нам судить о технических приемах египетской живописи: работу начинал скульптор, вырубая очерченный контур изображения и сообщая ему незначительную рельефность; после того вся поверхность покрывалась тонким слоем гипса, и уже на этом грунте живописец начинал работать водяными или восковыми красками. Условность композиции и рисунка усиливалась условностью красок. Последние были ярки, без переходов из тона в тон, без намека на гармоничность. Контуры обозначались резко, красной краской, и ретушировались в некоторых местах черной. Египтян было принято изображать смуглыми, коричневато-красными, египтянок — более нежного, желтовато-розового цвета; телу иностранцев придавался различный цвет, чаще всего серовато-желтый. Боги, смотря по их символическому значению, окрашивались то в коричневый, то в голубой, зеленый или желтый цвета. В ущерб цельности общего впечатления, с большою подробностью выделывались узоры на одеждах, головные уборы и прочие околичности, но опять-таки без всяких нюансов. Главным призванием живописи было украшать собой произведения архитектуры. Камеры усыпальниц, стены, колонны, даже потолки в храмах и дворцах покрывались сплошь лицевыми изображениями, словно пестрыми коврами.

Орнамент

   В росписи ранней керамики встречаются лишь абстрактные мотивы: точки, зигзаги, спирали, волнистые линии, треугольники, кресты, круги, овалы. С развитием тотемизма сосуды все чаще стали украшать изображениями священных животных: барана, быка, крокодила, коровы, змеи, рыбы и т. д. — добрых «помощников» и «защитников» человека.

Постепенно все большее значение приобретает культ Солнца и других светил. В религиозной символике Древнего Египта происходит окончательная декоративная стилизация натурального прототипа. В основу содержания декоративного и орнаментального искусства легли растительные мотивы — лотос, папирус, пальмы виноградные лозы, ветви плодовых деревьев, а также изображения птиц, рыб и зверей.

Египетский стиль

   Для дизайна в египетском стиле нередко используют мотив камня, пирамид, гробниц в песочной и золотой гамме. Кошка, сидящая в классической позе, украшенная ошейником или диадемой — верная ссылка на древний Египет.

Изображения предметов и людей методом конструирования частей рисунка попеременно в профиль и фас также четко характеризует египетскую живопись и орнамент.

Следует заметить, что при обрамлении дизайна фигуры людей и изображения растений (лотоса, папируса) редко используют для вертикальных линий. Разделение дизайна по вертикали происходит путем использования египетских иероглифов (часто в прямоугольной рамке со скругленными углами) или колонн. Кроме того в декорировании встречаются полосатые орнаменты, происходящие от клафта — платка фараона с концами, спускающимися на плечи, — а также жезла и плети — символов фараонской власти.