Колониальный стиль


   Колониальный (от латинского слова «colonus») — колон, так называли древнеримских поселенцев, арендаторов земли обычно на окраинах империи, в провинции. Стиль, рожденный на стыке двух миров — Востока и Запада.

Общая характеристика Колониального стиля

   В наше время колониальный стиль ассоциируется с экзотикой, благодаря гармоничному слиянию двух различных культур — восточной и европейской. В собственной базе современный колониальный стиль несет сочетание полностью несопоставимых предметов, возможность кооперировать изделия из натуральных материалов с продуктом производства ультрасовременных технологий.

Интерьер в колониальном стиле несет в себе невероятное количество столь любимой современным человеком экзотики; главным образом, это мебель и предметы декора.

Колониальный стиль — это азиатский орех, красноватое китайское, каучуковое и тюльпановые деревья, тис и ротанговая пальма — это неполный список пород, которые используют для того, чтоб более точно передать колониальный стиль в оформлении интерьера. Колониальный стиль подчеркивает крепкая мебель из ротанга, способная переносить любые климатические условия. Колониальный стиль чрезвычайно выделяет плетеная мебель из водного гиацинта, который придает ей крепкость и долговечность. Бамбуковая мебель — это колониальный стиль, но в чистом виде встречается очень изредка, в основном тростник соединяют с кожей либо ротангом.

При создании колониальных интерьеров следует использовать природные материалы — дерево, глину, бронзу, кожу, керамику. Цветовая гамма тоже должна соответствовать природным оттенкам: охра, золото, терракота, цвет состаренного дерева, оливковый.

История Колониального стиля

   Колониальный стиль в интерьере возник в эпоху морских экспедиций, открытия и завоевания новых земель, когда Британия, Франция, Голландия, Испания расширяли свои собственные владения за счет присоединения новых территорий. Эта эпоха характеризовалась взаимопроникновением культур: европейцы принесли на «туземные» территории свою культуру, а позаимствовали у местного населения некоторые особенности их образа жизни, устройства жилищ и их внутреннего убранства.

Появление колониального стиля архитектуры и интерьерного дизайна датируется XVII веком. Архитектура и интерьер Новой Англии в то время считались эталоном простоты и аскетизма. Дома представляли из себя прочные дубовые срубы, количество красок и декоративных изделий сводилось к минимуму, главное, чтобы жилище было надежным. Спустя столетие, в середине XVIII века, интерьер стал более изысканным, появились краски. Владельцы богатых домов покупали их в Европе за бешеные деньги. Особенно нравились американцам лазурь, киноварь и ярь-медянка. По сути, тогда в интерьерах царствовала простая и грубая форма господствовавшего в Великобритании классицизма.

С точки зрения архитектуры, приблизительно с 1700 года и до конца XVIII века колониальный стиль был полной копией георгианского английского стиля: прямоугольные дома с простыми формами, симметрично прорезанными окнами и коньковыми крышами.

Появившиеся в XVIII веке постройки колонистов были по сути грубыми копиями английских, французских и итальянских особняков того времени. В Европе царил поздний классицизм, уже практически полностью переродившийся в ампир. Строгие формы наряду с пышными интерьерами послужили отправной точкой при выборе внешнего вида домов Нового Света. С одной поправкой: первым американцам было не до эстетики, потому практичность всех деталей интерьера всегда стояла на первом месте. Декору и общему оформлению тогда отводилась второстепенная роль, главным требованием являлась прочность и надежность жилища. Полы делали из деревянных досок, красили их редко, сверху застилали домотканными коврами и шкурами.

К концу XVIII столетия, особенно в первые годы после образования Соединенных Штатов, охваченная революционным духом американская общественность отвергла моду, привезенную из Старого Света. В первую очередь это сказалось на цветовой гамме. В отличие от консервативной английской колористики, американский подход к цвету был гораздо разнообразнее. Все комнаты стали красить в разные цвета, что превращало дом в коллекцию настроений.

В конце XIX — начале XX века в США начался бурный рост мегаполисов, в это же время зажиточные слои населения стали переезжать в пригород, туда, где больше места и зелени. Особняки тех времен были просторны и особенной роскошью не отличались. По-прежнему простые постройки, сохранившие ассиметричность и близость к природе, уже тогда носили яркий и легко узнаваемый отпечаток американского архитектурного стиля, в первую очередь выражавшийся в традиционно нависающих кровлях, придающих зданию необычный облик.

Особенности Колониального стиля

   Колониальный стиль содержит в себе несколько направлений, которые сформировались в зависимости от географического положения колонии, от вида деятельности колонизаторов и от их общественного уровня. Не считая того, колониальный стиль в Европе и Америке имел существенное отличие — в базе южноамериканского направления колониального стиля лежала ностальгия, и переселенцы с европейских государств старались воссоздать в собственном быту тот образ жизни, к которому они так привыкли на родине. Европейцы, в свою очередь, делали колониальный стиль тем, что привозили из собственных заокеанских путешествий различные экзотические сувениры и старались отыскать им место в интерьере дома. Колониальный стиль особый тем, что рядом с ритуальными масками старых краснокожих умиротворенно сосуществуют фигуры восточных божков, фигурки животных из слоновой кости успешно гармонируют с мебелью из ротанга.

Изюминка в дизайне колониального интерьера — т.н. «звериная» тема. Человеку с восточным мироощущением очень естественно иметь близкие доверительные отношения с животными; это зародилось задолго до появления европейцев на Востоке. Буддийские легенды говорят о том, что предыдущие жизни Будды проходили в образах самых разных животных — слона, обезьяны, черепахи; фигурки буйволов, горных баранов, оленей и львов защищали людей от злых духов и наделяли своих хозяев природными силами.

Позже эта тема поддерживалась ремесленниками, занимающимися изготовлением мебели в колониальном стиле: ножки столов, диванов, кресел и стульев часто выполнялись в виде львиных лап, а сама мебель — будь то комод, стол или сундук — повторяли очертания животных. Интерьер в колониальном стиле, как правило, населен весьма причудливыми обитателями — обезьяны во фраках, несущие тяжелый шкаф, или бронзовые черепахи с сундуком на панцирях — таковы были далеко не самые необычные фантазии восточных ремесленников того времени.

В основе этих традиций лежат мифы о происхождении человека от животных, о невероятных превращениях людей в птиц, зверей и о браках между людьми и дикими зверями. Древние мастера часто видели своих предков в образе того или иного зверя; мифы, религиозные воззрения и реальность причудливо переплетались, принося в их творчество что-то первобытное. Для европейца, подбирающего себе мебель в колониальном стиле, это была просто экзотика, для человека же восточного склада «звериная» тема несла в себе намного более глубокий, первозданный смысл.

Мебель. Деревянная мебель для интерьера в колониальном стиле чаще всего производится из тика, каучукового и тюльпанного дерева, тиса, азиатских разновидностей ореха, китайского красного дерева и, наконец, ротанговой пальмы. Мебель в колониальном стиле, изготовленная из лиан этого растения, отличается легкостью, прочностью и совершенным безразличием к погодным причудам; являясь идеальным вариантом для загородного дома, такая мебель, тем не менее, начинает появляться и в современных городских квартирах, принося в дом экзотику интерьера в колониальном стиле.

Много плетеных деталей — это еще одна примета колониального стиля, когда даже в отделке деревянной мебели используются искусно сплетенные вставки. Но, как дань европейскому стремлению к комфорту, плетеная мебель имеет мягкие подушки со сменными чехлами. Обтягивающая их ткань, обычно, цвета натурального небеленого полотна или покрыта крупным растительным рисунком.

Мебель в колониальном стиле, как правило, выполнена в темной цветовой гамме, и на фоне светлых стен естественных природных цветов мебель — ее форма, линии и фактуры поверхностей — будет выгодно подчеркиваться.

Пол. В качестве напольного покрытия, идеально подходящего для интерьера в колониальном стиле, можно использовать широкую массивную доску (например, мореный или выбеленный дуб); также хорошо подойдет светлая керамическая плитка с поверхностью, стилизованной под грубый камень или кирпич. Сверху можно положить большой ковер с контрастным геометрическим или цветочным орнаментом. Материал, из которого он сделан, должен быть натуральным; кроме того, что это приятно на ощупь, это будет соответствовать выбранной стилистике.

Пол, как правило, покрывают коврами, сплетенными из растительных волокон. А окна от яркого света закрывают бамбуковые жалюзи. Стильными аксессуарами в подобных интерьерах являются сундуки, кожаные и плетеные чемоданы, дорожные корзины и саквояжи, они как бы олицетворяют «кочевую» жизнь давних своих хозяев — первых европейских поселенцев. В более позднее время, утратив «транспортные» функции, они превратились просто в удобное и декоративное хранилище вещей.

Текстиль. Выбор ткани в колониальном стиле всегда диктовался суровыми условиями жизни на Диком Западе. Противостояние с природой и местным населением, многодневные переходы по бескрайним лесным просторам требовали грубого и надежного текстиля. Поэтому самым популярным материалом стало сукно. Из него шили одежду, активно использовали в отделке помещений.

Зажиточные американцы всегда отдавали предпочтение дорогому шелку, бархату и парче. Из них делали гардины, скатерти и постельное белье, шили подушки и обивали мебель. Те, кому такая роскошь была не по карману, довольствовались прочным и надежным льном или хлопком. Все ткани на материк везли через океан из Старого Света, а потому цены даже на самый простой текстиль были очень сильно завышены. Именно по этой причине вплоть до середины XVIII века на всей территории Северной Америки были популярны кожа и меха. Эти материалы стоили гораздо дешевле, чем импортные шелк и бархат, а по качеству и прочности давали фору любым, даже самым грубым и толстым тканям.

Цвет. Колониальный стиль требует особенного внимания при использовании цветовой палитры. Во время отделочных работ не следует злоупотреблять очень колоритными и вызывающими декоративными материалами, потому что колониальный стиль предпочитает естественные цвета — охру, золото, цвет состаренного дерева, терракоту и оливковый. Для окраски стенок предпочтительней выбрать природные цвета — бежевый, белоснежный либо пастельные тона. Колониальный стиль допускает комбинирование с древесиной, бамбуком и кирпичной кладкой. Если при оформлении колониального стиля для стенок вы избрали колоритную декоративную краску, то мебель обязана быть естественного цвета, и наоборот.

Декор. Чрезвычайно естественно будут смотреться на полу вышитые ковровые дорожки, циновки либо ковер огромного размера с цветочным либо геометрическим орнаментом — это тоже колониальный стиль. Колониальный стиль необыкновенную роль выделяет различным аксессуарам — конкретно благодаря им, иногда малозначительным вещицам, интерьер наполняется смыслом. Различные статуэтки и подсвечники, деревянные сундуки и плетеные чемоданы, вязанка хвороста и резные тарелки — они тонко подчеркивают колониальный стиль.

Колониальный стиль подчеркнут различные атрибуты успешной охоты на дикого зверька. Рога животных, чучела птиц и фото в деревянных рамках, вывешенные на стенках, более точно передадут колониальный стиль.

Очередное принципиальное дополнение колониального стиля — это присутствие в интерьере живой растительности. Пальмы, папоротник, стволы бамбука и экзотические цветки в огромных глиняных горшках создадут у вас настоящий колониальный стиль и непередаваемое чувство свежести и тепла тропических зарослей.

Заключение

   Колониальный стиль, появившийся в XVII веке в период освоения европейцами Дикого Запада, по сути, является смешением эпохальных классицизма, барокко и рококо. Правда, соединив эти изысканные направления в одно целое, американские пионеры значительно упростили интерьер, сделав ставку на практичность. В итоге получился совершенно рустикальный стиль, наполненный грубыми пародиями на утонченное изящество дворцовых интерьеров.

В наше время колониальный стиль в интерьере вновь обретает популярность: в моде эклектика, творческое совмещение подчас несовместимых предметов, но в результате создающих оригинальное и очень декоративное оформление жилого пространства. Однако в наши дни колониальные элементы декора сочетаются с современными отделочными материалами и техникой.

Веяния времени, новые технологии и материалы несколько видоизменили традиционные колониальные интерьеры. Плетеная, по-прежнему из ротанга мебель, теперь может быть покрыта белым лаком, что делает ее более легкой и изящной, в силуэтах мебели преобладают геометрические формы, появились деревянные каркасы и подлокотники — мебель стала более европейской. Бамбуковые жалюзи тоже ушли в прошлое, их сменил легкий и гигиеничный пластик. Но, по-прежнему, такие интерьеры легко узнать: они наполнены светом, воздухом, в них светлые натуральные ткани, плетеные ковры, кадки с пальмами по углам. А популярность их объясняется тем, что они уютны, экологичны и очень удобны для жизни

Для страстных путешественников и любителей привозить из заокеанских поездок бессчетные сувениры, колониальный стиль интерьер подходит больше всего. Вдыхая непередаваемый запах мебели из натурального дерева, и любуясь красочным веером на стенке вашей гостиной, вы опять и опять будете вспоминать те счастливые минутки, которые провели в загадочной Индии либо экзотическом Вьетнаме.

Обилие яркого и необычного декора придают интерьеру в колониальном стиле пряный вкус тропической экзотики. Многие вещи на Востоке создаются просто для красоты, и европейцу не стоит забывать об этом; а если добавить в интерьер живых цветов, Вам удастся сделать его еще более живым и естественным.