Барокко



Барокко


   Барокко (XVII-начало XVIII вв.). Этот стиль очень трудно перепутать с каким-либо еще. Он, подобно готике, стал воплощением своей эпохи. Барокко впервые в истории искусства соединил два понятия — стиля и образа жизни. Зародившись в конце XVI века, Барокко, в сущности, было естественным продолжением ренессансного стиля. Из Италии оно распространялось на север в страны, где в ходе контрреформации католическая церковь вновь укрепляла свои позиции.

Общая характеристика стиля Барокко

   Барокко — дворцовый стиль. Вечная молодость стиля объясняется просто, во все времена пользовались спросом элементы, подчеркивающие изобилие и роскошь.

Стиль Барокко стал воплощением своей эпохи. Чувственно-телесная радость бытия, трагические конфликты составляют основу прекрасного и источник вдохновения стиля. В дизайне интерьера Барокко стремится к величию, пышности, пространственному размаху. Чрезмерно пышный и изобилующий богатством отделки, разнообразием используемых материалов и сложным в исполнении декором стиль.

Основные элементы стиля Барокко так же, как и Ренессанса восходят к Античности; главное же, что отличает Барокко, — это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий.

История стиля Барокко

   Стиль Барокко появился в Италии в конце XVI — начале XVII века, как папский стиль. Но вскоре Барокко стал популярным за пределами Рима и Ватикана. Наиболее яркие образцы архитектуры этого стиля были созданы в Италии, Испании, Португалии, Южной Германии, Чехии, Польше, Литве, испанских и португальских колониях в Латинской Америке. Он использовался для оформления дворцов знатных семей. Во всех этих странах католическая церковь имела очень большое влияние и, таким образом, Барокко стал стилем, который она взяла на вооружение.

Во Франции во времена Людовика XIV Барокко получил особенное распространение. Но уже к концу XVII века гораздо большее внимание при отделке стали уделять комфорту и функциональности.

Происхождение термина «барокко» неясно. Самая распространенная версия — термин «барокко» происходит от испанского слова «barruecco», которое означает жемчужину неправильной формы. Некоторые исследователи находят примеры популярного, народного, применения термина «barocco» в итальянской сатирической литературе XVI века в смысле «грубый», «фальшивый». На жаргоне французских художников слово «baroque» означало смягчать, растворять контур. Примечательно то, что все эти признаки и свойственны стилю Барокко.

XVII век называют эпохой Барокко. Патетика скульптурных и живописных композиций, множество украшений, переизбыток декора отвечали пышной барочной архитектуре.

Особенности стиля Барокко

   Стиль Барокко невозможно перепутать ни с каким-либо любым другим стилем. Барокко — это воплощение той эпохи, в которой он появился. В Барокко объединены два понятия, а именно: стиль и образ жизни.

Отличительными чертами стиля Барокко являются пространственный размах, пышность, великолепие и роскошь. Следует отметить, что изменчивость и игру образов этого стиля можно сравнить с морской раковиной, в честь которой и был назван этот стиль. Изысканная роскошь, великолепие и превосходство вновь возвращается в убранство домов после простоты и минимализма в декоре помещений. Барокко — это пластичность форм, используемых при декорировании украшений, причудливые витиеватые орнаменты и узоры, а также возвышенность, объемность и превосходство. Кроме того, доминирующим элементом декора в стиле интерьера Барокко является фресковая роспись. Такой росписью обильно декорировались потолки и стены. А также для убранства и украшения стен в этом стиле интерьера используются тканые ковры, спускающиеся по стене от потолка до самого пола.

Центральным и главным элементом всего декора являются зеркала, отличающиеся большими размерами, которые украшаются лепниной и позолотой. В орнаменте Барокко используются витиеватые растительные мотивы, а именно: ветви деревьев, большие листья, а также крупные цветы.

В интерьере повсеместно получает распространение инкрустация драгоценными металлами — золотом, серебром. Активно используются медь, мрамор, кость, мозаика, которые можно увидеть на самых разнообразных предметах обстановки. Очень популярны зеркала, скульптура и живописные полотна, на которых изображаются полуобнаженные тела в сильном движении, в физическом усилии, напряжении борьбы. Востребованы также пейзажи — разнообразные природные мотивы, на фоне которых часто появляются сцены из крестьянской жизни.

Мода на изогнутые линии переносится и в сферу изготовления мебели. Ножки приобретают затейливо изогнутые формы. Широкое распространение получают комоды с выдвижными ящиками, бронзовые напольные часы, постаменты для скульптур.

Спинки кресел и диванов представляют собой волнистую линию. Диваны похожи на конструкции из собранных вместе кресел. Столы снабжаются достаточно мощной столешницей, зачастую круглой формы, декорированной цветным мрамором, мозаикой, перламутром.

Кровать в эпоху Барокко становится похожей на шатер с большим количеством занавесей, драпировок, бахромы.

Обивают мебель преимущественно шелком, бархатом с крупным рисунком или гобеленовой тканью специально скомпонованного рисунка по форме сидений и спинок. Рисунки ткани — яркие композиций цветов, птиц, растений, животных, атрибутов музыки, перевитых гирляндами и лентами.

Основные материалы изготовления мебели — орех и дуб. Двери — белый лак с позолотой, резные порталы. Окна — французская фестончатая штора насыщенных тонов. Свет — сложные люстры 2–3 яруса (бронза, позолота), стекло цветное или хрусталь. Элементы люстры в виде дубовых листьев.

Цветовая гамма: синее с золотом, белое с золотом, зеленый

Драматизм бытия был для приверженцев стиля Барокко естественной формой существования природы и человека. Поэтому Барокко — это стиль патетический.

Заключение

   Интерьеру в стиле Барокко присущи яркие краски, богатая игра света и тени, сложные изогнутые очертания элементов интерьера. Барокко открывает совершенно новые возможности стены. Стена как бы лишается самой главной своей черты — надежности и монументальности, приобретает небывалую прежде пластику и динамику. В интерьере появляется изысканная усложненность: изогнутые линии, красивые камины, красочная инкрустация, динамичные по формам стулья, кресла, диваны, кровати-шатры с балдахинами и большие, опускающиеся до самого пола, зеркала — все это придает интерьеру роскошность и помпезность богатых аристократических дворцов. На фасаде и в интерьере можно видеть очень много таких декоративных элементов, как барельефы, скульптурные группы, вазы, картуш и т. п.

Пышные помпезные формы Барокко применялись в первую очередь в архитектуре и интерьерах церквей и монастырей. В оформлении окон, мебели, посуды использовались сложные по очертаниям динамические овальные спирали. Пренебрежение спецификой материала привело к изогнутым, очень пластичным поверхностям предметов, крученым колоннам, пухлым балясинам, богато профилированным карнизам и рамкам. Мотивами резных и мозаичных декоративных композиций служили щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды. Мебель часто покрывали яркими росписями и лаками (Венеция), ввели в декор позолоту и инкрустацию хрустальными пластинками. Сидения часто сплошь оббивались дорогими тканями и обильно украшались бахромой.