Ар-деко


   Сегодня Ар-деко (фр.art déco букв. «декоративное искусство») всемирно признается синонимом эффектности. Зародился он как стиль в 1908 — 1912 годы, достиг расцвета между 1925 и 1935 годами.

Сам термин происходит от названия международной выставки декоративных искусств и ремесел 1925 года «Exposition Internationale des Art Decoratifs et Industriels Modernes», но как термин, обозначающий художественный стиль, возник в 1966-м году, после возрождения выставки в Париже. До этого его называли «джазовый модерн», «зигзаг модерн», «обтекаемый модерн».

Общая характеристика стиля Ар-деко

   Ар-деко — это стиль звезд, это скругленные, «обтекаемые» формы мебели, хромированные ручки на деревянных мебельных фасадах, скульптурные композиции женских фигур в экспрессивных, почти неестественных позах, и экзотические природные материалы в отделке — слоновая кость, змеиная кожа, кожа ската или крокодила. И вместе с тем его приверженцы считают, что форма и цвет важнее декора; при этом используются абстрактные мотивы и яркие, экспрессивные цвета.

Последний шикарный стиль европейских столиц.

Очень популярный и распространенный в свое время Ар-деко, и в наши дни остается эффективным средством воссоздания элегантности и роскоши. Своему возникновению Ар-деко обязан влиянию таких различных источников как Ар Нуво, кубизм и Баухауз с одной стороны, древнего искусства Египта, Востока, Африки, Америки с другой.

Ар-деко сочетал в себе одновременно неоклассицизм и обтекаемость, грациозность и игривость, монументальность и элегантность. Представители этого стиля игнорировали массовое промышленное производство товаров, они стояли за эксклюзивное изготовление предметов. В производстве изделий использовались ценные и дорогие материалы — змеиная кожа, слоновая кость, бронза, кристаллы, экзотическая древесина. Излюбленными формами были геометрические орнаменты из шести -, восьми-угольников, овалов и кругов, треугольников и ромбов. Кроме того, широко использовались растительные формы недавно распространенного модерна, различные цитаты из классицизма, а также заимствования из египетской, африканской и других экзотических культур.

Таким образом, в Ар-деко можно выделить множество направлений: элегантно-классический, экспрессивно-экзотический, а также различные модернистские варианты. Смешение элементов ампира, архаики египетского искусства, индийской экзотики и африканского искусства.

История стиля Ар-деко

   На заре своего зарождения, стиль Ар-деко получил широкое распространение в таких странах, как США, Франция. Кроме того, широко использовался и в других крупных европейских странах. Итак, стиль Ар-деко гармонично сочетает в себе классические мотивы, прямолинейность и в то же время ассиметричность.

Уже к концу первого десятилетия XX века т.н. «абстрактный» модерн открыто конкурирует с конструктивизмом, с его эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм, очищенных от декоративности «растительного» модерна. Двадцатые годы — время поисков и экспериментов в области архитектуры и искусства бытовой вещи в их неразделимой общности.

Дизайн Ар-деко являлся основой почти всех домашних интерьеров в 20-30-х годах. Простота и геометричность стиля открыли эпоху массового производства мебели, сделав ее доступной. Именно в эти годы были созданы практически все образцы мебели XX века.

Для Ар-деко характерно использование разных элементов декора интерьера. Это яркие, смелые, иногда дерзкие, оригинально подобранные цветовые сочетания. Дизайн интерьера, выполненного в стиле Ар-деко, — это сгруппированные отдельно взятые стильные вещи: мебель, керамика, ткани, изделия из дерева или бронзы.

Ар-деко начался с упоения роскошью и орнаментом, но впоследствии этот стиль изменил направление в сторону концепции функционального дизайна, впервые выдвинутой Баухаузом, и это произошло, когда немецкие дизайнеры прибыли в Америку, спасаясь от преследований в фашистской Германии, и привнесли свои идеи в американскую школу Ар-деко. В 1930–40 годах США охватила мода на «модерн» в стиле Ар-деко. Обтекаемые силуэты новой мебели, такой как в голливудских фильмах, пользовались огромной популярностью. Количество предметов ручной работы было ограничено, но был налажен выпуск огромного потока недорогих изделий Ар-деко. Стильность мебели достигалась путем покрытия обычных, массивных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком или созданием обтекаемых силуэтов из гнутой фанеры. Ручки изготавливали из обычной бронзы или просто заменяли их углублениями для пальцев. Популярны были сочетания черного и светлого лака. Возникла необходимость в многофункциональной мебели «чем компактнее, тем лучше». Ступенчатый силуэт, характерный для многих работ Франкла, прост и компактен. Прямоугольные очертания соотносятся с модернистскими направлениями, в то время как использование драгоценных пород дерева напоминает о традициях французских краснодеревцев.

В 1933 году Марсель Бройер, будучи членом Баухауза, создал первый обтекаемый стул из стальных трубок. Его проект был задуман еще в 1928 году. Находясь под впечатлением от руля своего велосипеда, Бройер первым применил стальные трубки в производстве мебели. Свободнонесущая конструкция кресла, делающая ненужными ножки, для того времени была революционной. Популярность этой формы, некогда считавшейся величайшим достижением конструкторов, привела к бесконечному ее повторению и копированию. Поэтому сейчас она выглядит совершенно обыденно. В некотором смысле, это кресло, изготовленное из хромированных стальных трубок, крашеного дерева и парусины, ознаменовало окончательный разрыв с традициями, конец эпохи Ар-деко и приход «интернационального» стиля — функционализма.

Ар-деко незаметно исчез после подъема массового производства, когда к нему стали относится как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, таких как Индия, Ар-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х гг. Возрождение интереса к Ар-деко в 1980-х гг. было связано с графическим дизайном, а ассоциации Ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 30-х гг. привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.

Стиль Ар-деко вернулся в Европу в 1990-е и стал весьма популярен. В последнее время профессиональные дизайнеры внесли поправку в идеологию стиля Ар-деко. В отличие от аскетичной эстетики 20-х годов прошлого века, теперь это — стиль роскоши, богатства, причем технические достижения и вполне традиционные дорогие материалы, и качество отделки в нем уравниваются — и то, и другое ценно тем, что просто очень дорого стоит. В то же время, образ, создаваемый таким интерьером, вовсе не «жизнестроительный», а жизнеукрашающий: он обладает качествами очень прямой выразительности, играющий на простительном и своеобразном тщеславии человека — демонстрировать капитал, которого стоит.

Особенности стиля Ар-деко

   Этому стилю характерны легкость и изящество. В целом стиль Ар-деко можно рассматривать как последнюю стадию развития искусства периода модерна или как переходный стиль от модерна к послевоенному функционализму, дизайну «интернационального стиля».

Это подтверждают использование в этом великолепном стиле извилистые линии, сочетание экзотических и простых материалов, а также изображение фантастических форм и существ. А также стиль Ар-деко использует формы волн, зигзагов, раковин, фантастических драконов, лебединых изгибов шей, а также великолепных женщин.

Также Ар-декор называют художественным стилем, который соединяет несовместимое. Вообще, стиль Ар-деко отрицает какое-либо проявление аскетизма и минимализм. Кроме того, Ар-деко ориентирован на идеалы прошлого. Этому стилю присуща роскошь, а также нередко здесь используется гармоничное сочетание экзотического и примитивного искусства.

Интерьеры, оформленные в стиле Ар-деко, производят впечатление суммы отдельных компонентов, группировки «стильных вещей» из дорогих экзотические материалов: слоновая кость, черное — эбеновое дерево, перламутр, бриллианты, шагреневая кожа и т. д.

Интерьер Ар-деко современно и необычно сочетает восточные мотивы, элементы старины, совершенно разные материалы вместе с новыми шедеврами искусства первой половины ХХ века, особое предпочтение отдавая кубизму. Это скорее не композиция, а сумма отдельных составляющих. Стиль Ар-деко использует самые разные декоративные элементы в интерьере, яркие и смелые и одновременно исключительно подобранные цветовые сочетания.

Стены представляют собой ненавязчивый фон для изысканной мебели и скульптуры, поэтому обои с рисунком практически не используются. Чаще всего в интерьерах присутствуют покрашенные однотонной краской стены с ярким трафаретным бордюром из геометрических фигур — окружностей, треугольников, прямоугольников, зигзагов.

Формы и линии. В отличие от растительных тем модерна, Ар-деко предпочитал геометрические формы и орнаменты, прямые линии, абстрактные композиции, узоры с восточными и африканскими мотивами. Один из самых распространенных орнаментов 1930-х годов — египетский полукруг, символизирующий восходящее солнце. Очень характерно изображение обнаженных женских фигур с развитой мускулатурой и в экспрессивных «изломанных» позах.

Цвет в Ар-деко в основном мягкий, пастельный для стен и темный, почти черный для мебели. Яркие сочные цвета — оранжевый, зеленый, красный в основном присутствуют в орнаментах.

Материалы. Чрезвычайно широко стал использоваться металл в сочетании со стеклом. Сварное железо и никель пригодились для решеток, дверей, лифтов, перил, каминных принадлежностей, уличных фонарей и мебели. Слоновая кость, эбеновое дерево, кокос, перламутр, бамбук, шагреневая кожа, кожа акулы, ската, крокодила, угря, даже шкурки ящериц. Традиционное для Ар-деко экзотичное пальмовое дерево — проко, — хорошо сочетается с эбековым.

Заключение

   Подобрать синоним к слову Ар-деко легко — это эффектность и хороший вкус.

Интерьер в стиле Ар-деко полон противоречий, что, впрочем, вполне соответствует современности; это делает его чем-то похожим на красивую и обаятельную, но весьма капризную и своенравную женщину.

Смешение элементов ампира, архаики египетского искусства, американской индейской экзотики и африканского примитивного искусства, автомобильного и авиационного дизайна. Эталоном стиля выступают роскошные интерьеры океанских лайнеров и дорогих отелей. Период Арт -деко — это передышка Европы между двумя войнами, эпоха, характеризующаяся с одной стороны стремлением забыть об ужасах войны и стремлением эстетизировать мир, с другой стороны — это «пир до и после чумы», в котором чувствуется жажда и наслаждение жизнью вместе с пониманием ее непрочности и скоротечности. Для мебельных стилей характерно применение декоративных элементов в форме зигзагов, окружностей, треугольников, солнц. В цветовой гамме используются насыщенные коричневые тона, цвета слоновой кости, все оттенки золота и серебра. Используются дорогие и экзотические породы дерева — эбеновое, зебрано, розовое и тиковое дерево. Хром, стекло.